Ученые Института археологии и этнографии СО РАН обнаружили в нижнем течении Оби следы неизвестной культуры
Следы Арктиды: в Заполярье обнаружены уникальные артефакты
В нижнем течении Оби в районе устья реки Казым обнаружен клад с уникальными предметами, аналоги которым неизвестны, а их прототипы археологи лишь несколько раз находили только в женских погребениях V-III в. до н.э. на Алтае, Верхнем Приобье и Южном Урале. Казымский клад содержал несколько круглых литых бронзовых дисков, очень похожих на оборотную сторону золоченых зеркал-погремушек, которые производились в VI-III в. до н.э. в Индии и поставлялись на современные территории Южного Урала, Алтая и юга Новосибирской области.
Зеркала были совершенно круглые и состояли из двух частей – задней (рельефной) и передней – гладкой, нашлифованной до зеркальности. Между собой эти бронзовые диски соединялись семью аккуратными клепками, а внутри мастера помещали кусочки олова или свинца, которые приятно побрякивали. В Сибири, на Алтае, Урале было найдено всего 6 зеркал-погремушек. В самой Индии и других странах – пока ни одной. О культовом характере этих редких изделий говорит целый ряд фактов – их нахождение только в женских погребениях, их расположение (у головы лицевой стороной к земле), наконец, тот факт, что при ограблении в древности могил эти зеркала никогда не брали, к ним даже не прикасались. По-видимому, они наводили ужас на древних грабителей. Вероятно, такие зеркала принадлежали только служительницам культа – жрицам.
Первое зеркало-погремушка было найдено в пазырыкском кургане на Алтае знаменитым ученым Сергеем Ивановичем Руденко в 1947 году и сейчас находится в Эрмитаже. Характер изображений и способ их расположения не позволяет ученым усомниться, что эти вещи производились в Индии или Бактрии и имели сугубо культовый характер. Оттуда в V-III вв. до н.э. они попадали к кочевникам Горного Алтая, Верхней Оби и Южного Урала. А с конца III и во II в. до н.э., аналогичным путем попадали на север, к охотникам средней и нижней Оби, цельнолитые, так называемые сарматские зеркала, которые изготавливались в Индии и в Передней Азии. Как показали исследования, «золочение» зеркал-погремушек мастера производили без использования золота. Яркий золотой блеск достигался особой технологией шлифовки.
Сцены на тыльной стороне зеркал-погремушек изображали жриц с поднятой рукой, в окружении лотосов и культовых животных – благого индийского слона, ланей или антилоп. Центр диска неизменно украшал полый конус – вершина Мира. Вокруг центрального выступа искусные мастера ковали выпуклые полые шестигранные валики, отделяющие друг от друга разные миры. Зеркала-погремушки могли быть атрибутом жриц, служивших культу Мировой горы, находившейся на Севере, а сами зеркала являлись объёмной моделью страны блаженных (гипербореев), расположенной вокруг Мировой горы за кольцевым неприступным хребтом Рипейских гор – внешний валик.
Орнамент располагался симметрично между валиками, но без полного подобия. Все изображения были украшены солярными знаками – символами солнца, что означало принадлежность всех участников сцены к небожителям. Многие из вышеперечисленных приемов были заимствованы при изготовлении дисков, которые были обнаружены в найденном кладе. Однако они сделаны уже в традициях другой культуры, ранее неизвестной и в научной литературе пока не описанной.
Несмотря на внешнюю идентичность с тыльной стороной зеркал-погремушек, найденные бронзовые диски, в отличие от своих прототипов, оказались литыми, а не коваными и рисунок на них был выгравирован, а не отчеканен. Это, по мнению ученого, говорит о том, что произвели их другие мастера и в чуть более позднее время. Изменился и сам характер изображений. На дисках казымского клада рисунок нанесен не симметрично, а по кругу. На одной из них, например, изображены брачные сцены мифических рогатых лошадей с разветвленными хвостами. Сначала битва жеребцов за кобылу, затем воссоединение пары у цветка-алтаря и, наконец, финальная сцена любви двух жеребцов и кобыл. На другом диске мифические лошади напоминают головы хищных птиц, а на третьем – водоплавающих. Художественный стиль, в котором исполнены эти изображения, в литературе не описан.
Об этом говорят остальные диски того же казымского клада – они практически без орнамента, повторяют лишь исходную форму своих прототипов, но с уклоном в сибирский стиль – вместо цепочки солярных знаков по краю можно видеть обычный венчик, словно из бусин. Круглые бронзовые поясные бляхи с головами медведей в период с I в. до н.э. по III-Vв. н.э. были широко распространены на северных территориях и подробно описаны в научной литературе. Однако после исследований казымского клада резонно возникает мысль о том, что таким образом заимствованная индийская культура трансформировалась и пустила местные корни.
Резюмируя уникальную находку, ученый подчеркнул, что диски из казымского клада позволяют последить удивительную живучесть объёмной схемы мироздания Ариев: с центральным конусом, окружённым валиками и мифическими сценами. Похоже, что культ мировой горы в V-III вв. до н. э. был распространён на огромной территории от Индии до Горного Алтая, Верхней Оби и Южного Урала. Но в III в. до н. э. на всей этой территории происходит глобальная смена культур и заложенный в зеркалах-погремушках образ Мировой Горы, окружённый кольцевым хребтом, полностью исчезает.
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт археологии и этнографии Сибирского отделения
Российской академии наук
Самые важные и оперативные новости — в нашем Telegram-канале «Вестник Заполярья». ПОДПИШИСЬ!
В нижнем течении Оби в районе устья реки Казым обнаружен клад с уникальными предметами, аналоги которым неизвестны, а их прототипы археологи лишь несколько раз находили только в женских погребениях V-III в. до н.э. на Алтае, Верхнем Приобье и Южном Урале. Казымский клад содержал несколько круглых литых бронзовых дисков, очень похожих на оборотную сторону золоченых зеркал-погремушек, которые производились в VI-III в. до н.э. в Индии и поставлялись на современные территории Южного Урала, Алтая и юга Новосибирской области.
Зеркала были совершенно круглые и состояли из двух частей – задней (рельефной) и передней – гладкой, нашлифованной до зеркальности. Между собой эти бронзовые диски соединялись семью аккуратными клепками, а внутри мастера помещали кусочки олова или свинца, которые приятно побрякивали. В Сибири, на Алтае, Урале было найдено всего 6 зеркал-погремушек. В самой Индии и других странах – пока ни одной. О культовом характере этих редких изделий говорит целый ряд фактов – их нахождение только в женских погребениях, их расположение (у головы лицевой стороной к земле), наконец, тот факт, что при ограблении в древности могил эти зеркала никогда не брали, к ним даже не прикасались. По-видимому, они наводили ужас на древних грабителей. Вероятно, такие зеркала принадлежали только служительницам культа – жрицам.
Первое зеркало-погремушка было найдено в пазырыкском кургане на Алтае знаменитым ученым Сергеем Ивановичем Руденко в 1947 году и сейчас находится в Эрмитаже. Характер изображений и способ их расположения не позволяет ученым усомниться, что эти вещи производились в Индии или Бактрии и имели сугубо культовый характер. Оттуда в V-III вв. до н.э. они попадали к кочевникам Горного Алтая, Верхней Оби и Южного Урала. А с конца III и во II в. до н.э., аналогичным путем попадали на север, к охотникам средней и нижней Оби, цельнолитые, так называемые сарматские зеркала, которые изготавливались в Индии и в Передней Азии. Как показали исследования, «золочение» зеркал-погремушек мастера производили без использования золота. Яркий золотой блеск достигался особой технологией шлифовки.
Сцены на тыльной стороне зеркал-погремушек изображали жриц с поднятой рукой, в окружении лотосов и культовых животных – благого индийского слона, ланей или антилоп. Центр диска неизменно украшал полый конус – вершина Мира. Вокруг центрального выступа искусные мастера ковали выпуклые полые шестигранные валики, отделяющие друг от друга разные миры. Зеркала-погремушки могли быть атрибутом жриц, служивших культу Мировой горы, находившейся на Севере, а сами зеркала являлись объёмной моделью страны блаженных (гипербореев), расположенной вокруг Мировой горы за кольцевым неприступным хребтом Рипейских гор – внешний валик.
Орнамент располагался симметрично между валиками, но без полного подобия. Все изображения были украшены солярными знаками – символами солнца, что означало принадлежность всех участников сцены к небожителям. Многие из вышеперечисленных приемов были заимствованы при изготовлении дисков, которые были обнаружены в найденном кладе. Однако они сделаны уже в традициях другой культуры, ранее неизвестной и в научной литературе пока не описанной.
Диски практически копируют тыльную часть зеркал-погремушек, но при этом не имеют никаких следов клепок, отверстий, петель или крючков, – рассказал старший научный сотрудник Института археологии и этнографии Петр Шульга. – Диски с конусом, как и зеркала-погремушки, могли толковаться в индо-иранской среде как схема мироздания, подобная объёмной буддийской мандале. У кочевников Алтая и Южного Урала в V-III вв. до н. э. культура была иной, но верования сохранялись. Два грубых отверстия в дисках были пробиты позже: видимо, древние северные охотники, не имевшие подобных представлений о мироздании, использовали эти диски более утилитарно: как поясные бляхи.
Несмотря на внешнюю идентичность с тыльной стороной зеркал-погремушек, найденные бронзовые диски, в отличие от своих прототипов, оказались литыми, а не коваными и рисунок на них был выгравирован, а не отчеканен. Это, по мнению ученого, говорит о том, что произвели их другие мастера и в чуть более позднее время. Изменился и сам характер изображений. На дисках казымского клада рисунок нанесен не симметрично, а по кругу. На одной из них, например, изображены брачные сцены мифических рогатых лошадей с разветвленными хвостами. Сначала битва жеребцов за кобылу, затем воссоединение пары у цветка-алтаря и, наконец, финальная сцена любви двух жеребцов и кобыл. На другом диске мифические лошади напоминают головы хищных птиц, а на третьем – водоплавающих. Художественный стиль, в котором исполнены эти изображения, в литературе не описан.
Эти диски могли производиться, начиная с середины III в. до н. э. в переднеазиатских ремесленных центрах, копировавших индийские зеркала-погремушки, но уже в своей традиции, – полагает Петр Шульга. – А во II-I вв. до н. э. своеобразный рельеф дисков с конусами и валиками был уже воспринят культурой населения Нижней Оби и потом ещё несколько столетий воспроизводился на различных бляхах и пряжках.
Об этом говорят остальные диски того же казымского клада – они практически без орнамента, повторяют лишь исходную форму своих прототипов, но с уклоном в сибирский стиль – вместо цепочки солярных знаков по краю можно видеть обычный венчик, словно из бусин. Круглые бронзовые поясные бляхи с головами медведей в период с I в. до н.э. по III-Vв. н.э. были широко распространены на северных территориях и подробно описаны в научной литературе. Однако после исследований казымского клада резонно возникает мысль о том, что таким образом заимствованная индийская культура трансформировалась и пустила местные корни.
Резюмируя уникальную находку, ученый подчеркнул, что диски из казымского клада позволяют последить удивительную живучесть объёмной схемы мироздания Ариев: с центральным конусом, окружённым валиками и мифическими сценами. Похоже, что культ мировой горы в V-III вв. до н. э. был распространён на огромной территории от Индии до Горного Алтая, Верхней Оби и Южного Урала. Но в III в. до н. э. на всей этой территории происходит глобальная смена культур и заложенный в зеркалах-погремушках образ Мировой Горы, окружённый кольцевым хребтом, полностью исчезает.
Существенные изменения происходят в Индии и Передней Азии после завоеваний Александра Македонского и формирования эллинских государств на пространстве до Индии и севера Афганистана, – поясняет Петр Шульга. – К началу III в. до н. э. зеркала-погремушки перестают производить. Но совсем в других мастерских, возможно, в эллинской среде, их начинают копировать в соответствии с иными традициями, делая совершенно нефункциональные диски. Находка их в Казымском кладе показывает, что подобно зеркалам эти диски также были востребованы на огромной территории, очевидно, включавшей и лесостепь Западной Сибири, где к III в. до н. э. формируется саргатская культура. Однако никаких подобных дисков на данной территории или их копий не найдено. Тем более удивительно, что их богатый набор найден в единственном месте у самого полярного круга.
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт археологии и этнографии Сибирского отделения
Российской академии наук
Самые важные и оперативные новости — в нашем Telegram-канале «Вестник Заполярья». ПОДПИШИСЬ!
В новости упоминается: археолог, Заполярье, артефакт, Арктида.
Читайте другие новости из рубрики «Культура»
Новости за последние сутки
В Губкинском ученик выстрелил из пневматического пистолета
Инцидент произошёл в школе №9 в Губкинском. Подросток пронёс в здание пневматический
23 октября 2024
В Салехарде открытся новое здание центра «Доверие»
Новый корпус учреждения располагается в трехэтажном здании общей площадью более 11
19 октября 2024
Биометрия не так уж хороша, особенно когда украдут эти данные
Просим вас быть в курсе того, что существует группа людей, которая ходит по
20 сентября 2024
- • ОбществоБиометрия не так уж хороша, особенно когда украдут эти данные• ОбществоДмитрий Артюхов посетил новый авиационный ангар авиакомпании «Ямал» в Рощино• ОбществоДмитрий Артюхов оценил, как идет восстановление Волновахи• ОбществоВ Салехарде приступили к строительству новой школы с бассейном
- • ОбразованиеСтудентам из кочевых семей компенсируют обучение в вузе• ОбразованиеШкольников Ямала ждут на образовательном интенсиве по программированию• КультураПри поддержке Ямала на побережье Черного моря отдохнут дети из ДНР• КультураМуравленко, Губкинский и Тарко-Сале отмечают Дни городов
- • Новость одной строкойК Новому году дети участников спецоперации получат материальную помощь• Новость одной строкойОпределены получатели сертификатов «ЯНАОлимп»• Новость одной строкойС начала года более 160 тысяч ямальцев прошли профилактические обследования• Новость одной строкойВ Ноябрьске стартовал Ямальский патриотический форум• Новость одной строкойВ Доме культуры в селе Ближнем скоро появится своя котельная• Новость одной строкойВ Салехарде в третий раз проходит мероприятие-спутник IV Конгресса молодых ученых• Новость одной строкойДмитрий Артюхов и Алексей Чекунков обсудили реализацию проектов развития Арктики на Ямале• Новость одной строкойДмитрий Артюхов поздравил ямальцев с Днем отца• Новость одной строкойЯмальские дорожники отмечают профессиональный праздник
Популярные фильмы в кинотеатрах