Археологи рассказали об уникальном наборе артефактов

Неожиданно уникальные находки обнаружили в окрестностях озера Парисенто в центральной части полуострова Гыдан научные сотрудники Центра изучения Арктики, сообщает Газета «Красный Север».

Археологи рассказали об уникальном наборе артефактов

– Мы рассчитывали на традиционные для тундровой зоны памятники – обломки керамических сосудов на выдувах, утерянные когда-то в древности вещи, а обнаружили совершенно неожиданный по своему богатому набору археологический объект, включающий чашу иранского производства, нож с бронзовой рукоятью и ножны IX–XII веков нашей эры, – сообщил Андрей Гусев.

В августе в комплексной научно-исследовательской экспедиции на Гыданский полуостров научные сотрудники Центра побывали в самой отдаленной и северной части округа. По словам исследователя, аналогичные артефакты известны на археологических памятниках полуострова Ямал. Бронзовые чаши иранского производства выставлены в Ямало-Ненецком окружном музейно-выставочном комплексе им. И.С. Шемановского в Салехарде, поэтому идентифицировать находку не составляет большого труда. Попадали такие вещи в тундру в результате длительных торгово-обменных операций, получивших большое развитие с конца I тыс. н.э. Уникальность гыданской чаши состоит в том, что на сегодняшний день – это самая северо-восточная точка распространения таких изделий.

Нож с бронзовой рукоятью и бронзовые ножны, напротив, изготовлены местными обскими или приуральскими мастерами-литейщиками. Они также могли попасть к тундровикам вследствие обмена.

В ходе археологического обследования удалось обнаружить в общей сложности 8 местонахождений средневековых артефактов, включавшие фрагменты керамических сосудов, железные наконечники стрел и другие изделия. Расположение памятников и характер находок свидетельствует о том, что оба полуострова осваивались, по-видимому, западносибирским населением примерно в одно и то же время.

Новые вопросы перед учеными поставил памятник Юръ-Яха III на полуострове Ямал. Средневековое поселение обнаружила в 1997 году ямальский археолог Анна Брусницына. Но только в июле этого года под руководством старшего научного сотрудника Андрея Плеханова и при поддержке Межрегионального экспедиционного центра «Арктика» ученые приступили к его раскопкам.

На памятнике они обнаружили три погребения, одно из которых оказалось уже давно разграбленным. Два погребения ориентированы по направлению юг-север. Третье, хорошо сохранившееся, – на запад-восток и перекрыто деревянными плошками. Кем мог быть умерший, что его похоронили иначе, теперь предстоит выяснить ученым. Из экспедиции на Ямал были привезены: железный нож с бронзовой рукоятью, фрагмент бронзового браслета с изображением медведя и другие интересные находки.

В этом году продолжились комплексные археолого-антропологические исследования на уникальном памятнике Зеленый Яр, представляющем собой два могильника VIII–IX и XIII веков нашей эры, а также поселенческий слой VI–VII века нашей эры. Археологами вскрыты и изучены 8 захоронений, из которых два детских и одно женское, а также средневековое кострище, содержащее большое количество битой керамики и фрагменты бронзовых изделий. Факт подтверждения того, что кострище использовалось довольно продолжительное время в древности, показывает наличие довольно плотного красного прокала. Всего в полевом сезоне на могильнике Зеленый Яр обнаружено более двухсот артефактов.

Археологи рассказали об уникальном наборе артефактов

– Главной особенностью нынешних работ на памятнике стал хорошо сохранившийся антропологический материал с погребений и мумифицированных останков людей. Он позволит еще более углубленно изучить значимые вопросы: заболевания людей, травмы, патология, гигиена и расовая принадлежность средневекового населения, оставившего этот могильник, – пояснил младший научный сотрудник сектора археологии Центра изучения Арктики Александр Гусев.

Руководитель проекта, младший научный сотрудник сектора археологии Центра изучения Арктики Александр Гусев рассказал, что комплексные исследования мумифицированных останков ребенка, обнаруженных на средневековом некрополе в 2015 году, продолжаются. Московские ученые из Института молекулярной генетики РАН продолжают работать над геномом мумии. Петербуржские ученые из Института экспериментальной медицины устанавливают, какими паразитическими заболеваниями страдал ребенок при жизни (чума, туберкулез, сыпной тиф), которые хорошо сохраняется в подобном мумифицированном материале. К изучению ямальской находки подключились южнокорейские исследователи из Сеульского национального университета. Они намерены определить расовую принадлежность ребенка, а также провести реконструкцию лица.

Параллельно с этими исследованиями у ученых появилась идея наряду с дальнейшими исследованиями зеленоярского мальчика провести масштабный проект по изучению древней микробной и паразитарной ДНК в обширной коллекции костей и почвы, имеющихся сейчас в коллекции. Полноценное изучение уникального археологического комплекса Зеленый Яр позволит внести серьезный вклад в историю формирования средневекового населения Ямала, а также в историю коренного населения Севера России в целом.

Самые важные и оперативные новости — в нашем Telegram-канале «Вестник Заполярья». ПОДПИШИСЬ!

В новости упоминается: археолог, Гусев, Плеханов, артефакт, Гыдан.

Новости за последние сутки