Нацпроекты 2018−2024 годов
Нацпроекты 2018−2024 годов, над которыми будет работать новое правительство Дмитрия Медведева, очень похожи на нацпроекты времен его президентства в 2008—2012 годах. В «двадцатипятитриллионном плане» Белого дома, с которым ознакомился «Ъ», — 13 проектов, развивающих уже существующие. Наиболее крупные его расходы — онкологическая программа, обеспечение госсектора и школ цифровыми каналами связи, ремонт дорог в нестоличных мегаполисах и инвестиции в российское программное обеспечение для «цифрового государства». В год они будут стоить дополнительно 150−200 млрд руб. каждый.
Самый логичный способ покрыть эти расходы — экономия бюджета при повышении пенсионного возраста.
В распоряжении «Ъ» оказались рабочие материалы правительства, готовившиеся Минфином и Минэкономики в качестве обеспечения программы, частично озвученной премьер-министром Дмитрием Медведевым при его назначении и отчасти описанной президентом Владимиром Путиным в единственном «майском указе» 7 мая 2018 года о национальных целях развития. Сумма расходов по всем нацпроектам (сейчас их 13) составляет 25,01 трлн руб., действовать они должны с 2019 по 2024 год, в бюджетной конструкции уже предусмотрены 17,06 трлн руб. (в среднем 2,8 трлн руб. в год), перераспределить надо недостающие 7,99 трлн руб., или порядка 1,3 трлн руб. в год.
Магия больших цифр не должна обманывать: ожидается крупное, но нерадикальное перераспределение расходов бюджета, около 7,8% федеральных расходов (траты на нацпроекты предполагают в основном федеральное финансирование) или около 4% консолидированных бюджетных расходов. Это более масштабный план для бюджетной системы, чем нацпроекты 2008−2012 годов, поскольку они производятся в рамках «бюджетного правила».
Если в 2015—2018 годах бюджет сокращал расходы на национальную экономику и оборону, то в 2019—2024 годах сокращение затронет те же сферы плюс, видимо, средства, сэкономленные федеральным бюджетом в результате повышения пенсионного возраста.
Это смягчило бы военным и госэкономике тяжесть новых сокращений, при повышении пенсионного возраста на пять лет с 2019 года в жесткой версии большая часть нацпроектов будет оплачена этой экономией.
Экономические ведомства уже сверстали базовые параметры новых нацпроектов в деньгах (управлять ими будет довольно сложно), «переупаковав» в них имеющиеся госпрограммы. Среди 13 проектов — крупнейшие: автодорожный (8,42 трлн руб. до 2024 года), демографический (3,55 трлн руб.), инфраструктурный (1,79 трлн руб.) и проект «цифровой экономики» (1,31 трлн руб.). В абсолютных цифрах больше всего новых средств уйдет в медицину (1,33 трлн руб. до 2024 года), дороги (1,24 трлн руб.) и «цифровую экономику» (1,01 трлн руб.).
Практически вся идеология новых нацпроектов — в повторении старых: в основном это закупки оборудования, капвложения и госзаказы.
Исключение — новый нацпроект по здравоохранению. Масштабов предполагаемых процессов цифры Минфина не дают, поскольку здравоохранение в основном финансируется системой ОМС вне федерального бюджета. В 2019 году медицина должна получить 208,7 млрд руб. сверх плановых в нацпроекте 48,4 млрд руб., пик допрасходов, 305,7 млрд руб., придется на 2020 год, после чего они снизятся в сумме до 225−250 млрд руб. в год. Главная статья новых расходов — борьба с онкозаболеваниями (117,4 млрд руб. в 2019 году, с 2020 года расходы по программе начнут расти до пика в 2021-м — 193,4 млрд руб., затем стабилизируются до 162 млрд руб. в год).
Около 30 млрд руб. добавят борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, еще одна крупная статья расходов — цифровизация здравоохранения.
Тем не менее реальным ожидаемым эффектом предполагается именно снижение смертности от онкологических заболеваний за счет введения в практику стандартных протоколов лечения.
Нацпроект по образованию существенно меньше, 140−150 млрд руб. в год до 2021 года (сейчас те же расходы — 80 млрд руб. в год), и самые крупные расходы в нем — достройка новых школ и общежитий и «Цифровая школа» — цифровизация учебников и учебных курсов. Основные допрасходы по демографическому нацпроекту — строительство яслей для детей в возрасте до трех лет, в 2019—2020 годах эти расходы утроятся, видимо, с расчетом закрыть дефицит мест полностью. В нацпроекте «Жилье и городская среда» новые траты — это вложения в технологии стандартизированного жилья и удвоение (с 30 млрд до 60 млрд руб. в год) расходов на «комфортную городскую среду» — этим, видимо, будет покрыт социальный запрос на «немосковскую урбанистику». Проблема этого нацпроекта — отсутствие средств на расселение аварийного жилья: 50,6 млрд руб. в год на это пока под вопросом.
Программа «Международная кооперация и экспорт» предполагает постоянное выделение средств на деятельность Российского экспортного центра и рост трат на стимулирование экспорта — с 81 млрд руб. до 150 млрд руб. уже в 2019 году. Здесь ключевая проблема — запросы агрокомплекса на новые субсидии до 27 млрд руб. в год, в которых Белый дом, видимо, намерен Минсельхозу отказать. Программа поддержки производительности труда в 2019 году должна увеличить бюджет почти в десять раз и остаться практически невидимой на фоне других — это 11,1 млрд руб. в год, предусматривающих небольшие новые субсидии через Фонд развития промышленности и подготовку кадров. Программа развития малого и среднего предпринимательства также компактна — 111,8 млрд руб. в 2019 году, половину допрасходов запрашивают сами институты развития — «Корпорация МСП», МСП-банк и др. Важный момент в этой программе — почти удвоение господдержки фермерства, до 39 млрд руб. в год.
Нацпроект по дорогам, сам по себе огромный, прирастает в основном 133 млрд руб. в год с 2019 года на ремонт трасс в мегаполисах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга (68 городов). Крупнейшие расходы проекта по экологии — спешное решение мусорной проблемы (рост расходов почти в четыре раза до, впрочем, нефантастической суммы 20−25 млрд руб. в год), срочное улучшение экоситуации в 12 центрах металлургии и нефтепереработки (там расходы увеличены в 20 раз и сопоставимы с мусорными) и решение проблем с питьевой водой в стране с 2020 года.
Почти все расходы «цифрового» нацпроекта, и без того большого, — это очень быстрые вложения в цифровую широкополосную связь для госсектора, школ и больниц, а также софт для госструктур: туда в 2019 году уйдет большинство допрасходов в 158 млрд руб., видимо, это — траты на будущее «цифровое государство». В нацпроекте по науке, скромном по размеру, основные расходы — обновление приборной базы, на что в 2019—2022 годах будут выделять по 15−20 млрд руб. в год, а в 2023—2024 годах — 25−30 млрд руб., и это, очевидно, не решит даже части проблем НИИ и системы РАН. Главные новые траты «инфраструктурного» проекта — госфинансирование скоростных контейнерных перевозок по РФ. Проблема программы на сегодня — отсутствие денег на развитие скоростных железных дорог и внутренних водных путей.
Наконец, очень прост культурный нацпроект — это дополнительные деньги на ремонт музеев, концертных залов, театров и выставочных центров примерно на 10 млрд руб. в год, удвоение трат на ремонт муниципальных библиотек и сельских клубов (с 2,9 млрд до 4,9 млрд руб. с 2019 года) и утроение (до 3,1 млрд руб.) — на «укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов РФ»: такого рода коррупционногенных мест в новых нацпроектах на вид почти так же много, как и в нацпроектах 2008−2012 годов. Нацпроекты 2019−2024 годов масштабнее — но вряд ли будут иметь схожий по масштабу имиджевый эффект, если не будут сопровождаться политическими и институциональными реформами — особенно если их ценой станет пенсионный возраст. Среди нацпроектов прошлого раунда, напомним, наиболее успешны были медицинский и аграрный, причем сильный эффект от последнего был явно отложенным.
Самый логичный способ покрыть эти расходы — экономия бюджета при повышении пенсионного возраста.
В распоряжении «Ъ» оказались рабочие материалы правительства, готовившиеся Минфином и Минэкономики в качестве обеспечения программы, частично озвученной премьер-министром Дмитрием Медведевым при его назначении и отчасти описанной президентом Владимиром Путиным в единственном «майском указе» 7 мая 2018 года о национальных целях развития. Сумма расходов по всем нацпроектам (сейчас их 13) составляет 25,01 трлн руб., действовать они должны с 2019 по 2024 год, в бюджетной конструкции уже предусмотрены 17,06 трлн руб. (в среднем 2,8 трлн руб. в год), перераспределить надо недостающие 7,99 трлн руб., или порядка 1,3 трлн руб. в год.
Магия больших цифр не должна обманывать: ожидается крупное, но нерадикальное перераспределение расходов бюджета, около 7,8% федеральных расходов (траты на нацпроекты предполагают в основном федеральное финансирование) или около 4% консолидированных бюджетных расходов. Это более масштабный план для бюджетной системы, чем нацпроекты 2008−2012 годов, поскольку они производятся в рамках «бюджетного правила».
Если в 2015—2018 годах бюджет сокращал расходы на национальную экономику и оборону, то в 2019—2024 годах сокращение затронет те же сферы плюс, видимо, средства, сэкономленные федеральным бюджетом в результате повышения пенсионного возраста.
Это смягчило бы военным и госэкономике тяжесть новых сокращений, при повышении пенсионного возраста на пять лет с 2019 года в жесткой версии большая часть нацпроектов будет оплачена этой экономией.
Экономические ведомства уже сверстали базовые параметры новых нацпроектов в деньгах (управлять ими будет довольно сложно), «переупаковав» в них имеющиеся госпрограммы. Среди 13 проектов — крупнейшие: автодорожный (8,42 трлн руб. до 2024 года), демографический (3,55 трлн руб.), инфраструктурный (1,79 трлн руб.) и проект «цифровой экономики» (1,31 трлн руб.). В абсолютных цифрах больше всего новых средств уйдет в медицину (1,33 трлн руб. до 2024 года), дороги (1,24 трлн руб.) и «цифровую экономику» (1,01 трлн руб.).
Практически вся идеология новых нацпроектов — в повторении старых: в основном это закупки оборудования, капвложения и госзаказы.
Исключение — новый нацпроект по здравоохранению. Масштабов предполагаемых процессов цифры Минфина не дают, поскольку здравоохранение в основном финансируется системой ОМС вне федерального бюджета. В 2019 году медицина должна получить 208,7 млрд руб. сверх плановых в нацпроекте 48,4 млрд руб., пик допрасходов, 305,7 млрд руб., придется на 2020 год, после чего они снизятся в сумме до 225−250 млрд руб. в год. Главная статья новых расходов — борьба с онкозаболеваниями (117,4 млрд руб. в 2019 году, с 2020 года расходы по программе начнут расти до пика в 2021-м — 193,4 млрд руб., затем стабилизируются до 162 млрд руб. в год).
Около 30 млрд руб. добавят борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, еще одна крупная статья расходов — цифровизация здравоохранения.
Тем не менее реальным ожидаемым эффектом предполагается именно снижение смертности от онкологических заболеваний за счет введения в практику стандартных протоколов лечения.
Нацпроект по образованию существенно меньше, 140−150 млрд руб. в год до 2021 года (сейчас те же расходы — 80 млрд руб. в год), и самые крупные расходы в нем — достройка новых школ и общежитий и «Цифровая школа» — цифровизация учебников и учебных курсов. Основные допрасходы по демографическому нацпроекту — строительство яслей для детей в возрасте до трех лет, в 2019—2020 годах эти расходы утроятся, видимо, с расчетом закрыть дефицит мест полностью. В нацпроекте «Жилье и городская среда» новые траты — это вложения в технологии стандартизированного жилья и удвоение (с 30 млрд до 60 млрд руб. в год) расходов на «комфортную городскую среду» — этим, видимо, будет покрыт социальный запрос на «немосковскую урбанистику». Проблема этого нацпроекта — отсутствие средств на расселение аварийного жилья: 50,6 млрд руб. в год на это пока под вопросом.
Программа «Международная кооперация и экспорт» предполагает постоянное выделение средств на деятельность Российского экспортного центра и рост трат на стимулирование экспорта — с 81 млрд руб. до 150 млрд руб. уже в 2019 году. Здесь ключевая проблема — запросы агрокомплекса на новые субсидии до 27 млрд руб. в год, в которых Белый дом, видимо, намерен Минсельхозу отказать. Программа поддержки производительности труда в 2019 году должна увеличить бюджет почти в десять раз и остаться практически невидимой на фоне других — это 11,1 млрд руб. в год, предусматривающих небольшие новые субсидии через Фонд развития промышленности и подготовку кадров. Программа развития малого и среднего предпринимательства также компактна — 111,8 млрд руб. в 2019 году, половину допрасходов запрашивают сами институты развития — «Корпорация МСП», МСП-банк и др. Важный момент в этой программе — почти удвоение господдержки фермерства, до 39 млрд руб. в год.
Нацпроект по дорогам, сам по себе огромный, прирастает в основном 133 млрд руб. в год с 2019 года на ремонт трасс в мегаполисах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга (68 городов). Крупнейшие расходы проекта по экологии — спешное решение мусорной проблемы (рост расходов почти в четыре раза до, впрочем, нефантастической суммы 20−25 млрд руб. в год), срочное улучшение экоситуации в 12 центрах металлургии и нефтепереработки (там расходы увеличены в 20 раз и сопоставимы с мусорными) и решение проблем с питьевой водой в стране с 2020 года.
Почти все расходы «цифрового» нацпроекта, и без того большого, — это очень быстрые вложения в цифровую широкополосную связь для госсектора, школ и больниц, а также софт для госструктур: туда в 2019 году уйдет большинство допрасходов в 158 млрд руб., видимо, это — траты на будущее «цифровое государство». В нацпроекте по науке, скромном по размеру, основные расходы — обновление приборной базы, на что в 2019—2022 годах будут выделять по 15−20 млрд руб. в год, а в 2023—2024 годах — 25−30 млрд руб., и это, очевидно, не решит даже части проблем НИИ и системы РАН. Главные новые траты «инфраструктурного» проекта — госфинансирование скоростных контейнерных перевозок по РФ. Проблема программы на сегодня — отсутствие денег на развитие скоростных железных дорог и внутренних водных путей.
Наконец, очень прост культурный нацпроект — это дополнительные деньги на ремонт музеев, концертных залов, театров и выставочных центров примерно на 10 млрд руб. в год, удвоение трат на ремонт муниципальных библиотек и сельских клубов (с 2,9 млрд до 4,9 млрд руб. с 2019 года) и утроение (до 3,1 млрд руб.) — на «укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов РФ»: такого рода коррупционногенных мест в новых нацпроектах на вид почти так же много, как и в нацпроектах 2008−2012 годов. Нацпроекты 2019−2024 годов масштабнее — но вряд ли будут иметь схожий по масштабу имиджевый эффект, если не будут сопровождаться политическими и институциональными реформами — особенно если их ценой станет пенсионный возраст. Среди нацпроектов прошлого раунда, напомним, наиболее успешны были медицинский и аграрный, причем сильный эффект от последнего был явно отложенным.
В новости упоминается: Медведев.
Читайте другие новости из рубрики «Экономика»
Новости за последние сутки
В поселке Уренгой скоро откроется ветлечебница
Модульный объект станет 12 по счету, введенным в эксплуатацию за последние три года.
20 декабря 2024
Ямальцы сэкономили около миллиона рублей на ветеринарных услугах
В округе завершилась четвертая льготная акция по стерилизации домашних животных. В
11 декабря 2024
На Ямале подвели итоги Года семьи и Года детства
В Ямальской филармонии состоялось торжественное закрытие Года семьи, объявленного в
11 декабря 2024
- • КриминалВ Губкинском ученик выстрелил из пневматического пистолета• ТранспортАвиакомпания «Ямал» вдвое увеличила норму бесплатного провоза багажа для участников СВО• ТранспортОсенью запустят новые пункты весогабаритного контроля• ТранспортЯмальцы экономят на авиапутешествиях с картой «Морошка»
- • Новость одной строкойПодведены итоги присуждения знака «Серебряная гагара»• Новость одной строкойВ новом году начнут действовать четыре новшества карты «Морошка»• Новость одной строкойЯмал готовит новогодние подарки для своих бойцов СВО• Новость одной строкойНа Ямале завершены работы по усилению контроля на транспортных узлах• Новость одной строкойНа бортах авиакомпании «Ямал» начали выдавать новогодние подарки• Новость одной строкойЯмальцы приняли участие в слете победителей всероссийского конкурса «Будущее Большой перемены»В Год семьи впервые к конкурсу «Большая перемена» присоединились ученики начальной школы. Одержав...• Новость одной строкойГубернатор встретился с руководителями компаний ТЭК и поучаствовал в «Елке желаний»Сегодня губернатор работает в Новом Уренгое. Там состоялась традиционная предновогодняя встреча с...• Новость одной строкойНа Ямале завершено строительство двух модульных участковых пунктов полиции• Новость одной строкойЗавешается строительство второго спального корпуса школы-интерната в Гыде
Популярные фильмы в кинотеатрах